Краснодарцы отказываются садиться за руль троллейбуса и надевать жилетку кондуктора
МУП "КТТУ" отчаянно нуждается в талантах. Под таким лозунгом проходил блог-тур, который предприятие устроило для журналистов.
Во время экскурсии начальник первого троллейбусного депо Алексей Белущенко рассказывал о том, как прекрасно и замечательно работать у них. Высокие зарплаты, спортивная площадка и даже поездки по выходным. На словах великолоепно. А что на деле?
Мне довелось пообщаться с кондукторами и водителем троллейбуса № 4: Надеждой, Татьяной и Валерием. Люди уже не первый год работают на транспорте и самое главное — они любят то, что делают.
К примеру, кондукторы Татьяна и Надежда в обойме уже по 25 лет. Вы только вдумайтесь! Четверть века на одном месте! А уходить даже не думают. Для них это не просто работа, а способ принести пользу.
"Быть нужными. Вот, что для нас важно. Мы всегда выходим на работу с улыбкой", — сказала Татьяна.
А ведь и правда. От кого, как не от них, зависит наш быт? Без водителя и билетёра транспорт не поедет. А не поедет он, не приедем и мы. Люди, казалось бы, которых общество привыкло не замечать, на самом деле держат руку на пульсе социума. И от того становится горько, когда вспоминаешь хамство, которое им приходится терпеть во время поездок.
Широкую улыбку вызвало то, с каким упоением Надежда и Татьяна рассказывали о своей работе. Могли бы вы когда-нибудь подумать, что в этой профессии есть место романтике? Вот и я нет. А она есть.
"Едешь утром, встречаешь рассветы, а по вечерам — закаты. Очень красиво", — с улыбкой рассказывала Надежда.
Следующим держал слово водитель Валерий. За рулём он уже восемь лет. Меньше, чем Татьяна и Надежда, но это не играет роли. Человек без ума от своей профессии. И то, с какой радостью он описывал свои будни — тому подтверждение.
"Вы знаете... это романтика. Людей возить люблю. Общаться с ними", — не скрывая улыбки, говорил Валерий.
Да и деньгами, говорит, не обижают. В среднем получает 75 тыс. рублей на руки. Бывает и больше, но всё зависит от количества часов на рейсе. Кондукторы получают чуточку скромнее — 53 тыс. рублей. Однако, несмотря на весьма приличную зарплату, людей не хватает. Люди не хотят получать полезную профессию, но охотно идут в доставку, — говорил Алексей Белущенко.
В чём же причина?
По мнению людей, работа на транспорте, особенно кондуктора, дело неблагодарное. Постоянно на ногах, хамство, "зайцы" и другие представители маргинальной прослойки общества не стоят той зарплаты, что предлагает КТТУ.
"Я лучше нервы сберегу, чем будут терпеть такое отношение", — заявил один из опрошенных краснодарцев.
Что получается? Камнем преткновения является сам социум? Выходит, что так. Но что будет, если все кондукторы разом психанут и уйдут? Как было написано выше, встанет всё. Никто не доедет до работы, цены на такси взлетят выше МКС. Наступит коллапс. Альтернатива — поставить терминалы. Но будут ли платить? По мнению Алексея Белущенко, не сегодня.
"В Москве граждане сознательно самостоятельно оплачивают проезд. У нас же, думаю, к этому придем безусловно. Но на данный момент у нас работают кондукторы, чтобы обеспечить полноту выручки, что крайне важно для предприятия", — уточнил начальник депо.
Психолог Михай Чиксентмихайи писал, что лучший способ сделать сотрудника счастливым — ввести его в состояние потока. Если коротко, то человек достигает максимального успеха не просто когда он счастлив, а когда максимально вовлечен в процесс.
"Именно полная вовлеченность в поток, а не счастье, обеспечивает превосходство в жизни. Мы можем быть счастливы, испытывая пассивное удовольствие от отдохнувшего тела, теплого солнечного света или удовлетворения от безмятежных отношений, но этот вид счастья зависит от благоприятных внешних обстоятельств. Счастье, которое следует за потоком, мы создаем сами, и оно ведет к усложнению и росту сознания", — писал эксперт.
Совершенно не важно, кто и чем занимается: продавец, бухгалтер, певец, журналист и даже кондуктор. Если человеку действительно нравится его занятие, то он сделает всё, чтобы стать лучшим в своём направлении. Любящий свою работу человек имеет ряд преимуществ перед тем, кто работает без энтузиазма или "из-под палки".
Но как этого достичь, когда земляки не хотят или еще не готовы уважать чужой труд?