Как вовлечь ребёнка в учёбу, рассказал краснодарский педагог Иван Назаренко
Учитель информатики из Краснодара, который работает в гимназии № 3, рассказал, почему современные школьники отличаются от предшественников и как вовлечь детей в учебу.
Современные школьники живут среди постоянного потока информации и часто не хотят учиться. Это ставит перед учителями сложную задачу: сделать уроки актуальными и интересными для поколения, которое привыкло к мгновенным результатам и динамичной подаче информации. Портал "Россия. Кубань" совместно с "Яндекс Учебником" выяснили у учителя информатики из Краснодара Ивана Назаренко, почему современные школьники отличаются от предшественников и как вовлечь их в учебу.
Почему детям стало сложнее концентрироваться и учиться
Мы живем в мире, в котором постоянный доступ к информации становится нормой, в том числе у юного поколения. С одной стороны, это помогает расширять кругозор без специальных усилий, а с другой — создает информационный шум, с которым не все умеют справляться. В результате детям сложнее концентрироваться, чем их сверстникам 10 лет назад.
Исследования подтверждают эту тенденцию. Например, ученые из Калифорнийского университета утверждают, что сократилось время, которое человек может концентрироваться на одном экране: в 2004 году это было в среднем 2,5 минуты, несколько лет спустя — 75 секунд, сейчас — 47. Также исследование показало, что человеку требуется 25 минут 26 секунд, чтобы вернуться к проекту, от которого он отвлёкся.
В Мумбайском университете выяснили, что большое потребление коротких видеороликов может ухудшать успеваемость, потому что снижается концентрация внимания.
Доступность информации влияет и на процесс обучения в школе. Раньше учитель играл более авторитетную роль и был главным источником знаний. Школьники могли самостоятельно искать информацию, но ориентировались на советы и указания педагогов. Сегодня выбор информации, которой доверяют ученики, часто основан на красивой картинке, а не на содержании и пользе. Необходимо донести до ребёнка, что важны не только визуальная подача и скорость получения знаний, но и их качество.
Кроме того, ответы из открытых источников могут привести к тому, что дети не всегда будут уверенно отличать собственные мысли от чужих. Поэтому важно развивать критическое мышление, чтобы школьники могли самостоятельно анализировать информацию и формировать собственное мнение.
Как учить с помощью современных технологий
Доступность и обилие информации из гаджетов не означает, что технологии — это плохо. Это может оказать отличную помощь в обучении, и во многих школах гаджеты уже стали частью образовательного процесса; учителя используют электронные доски и тетради или компьютеры для программирования. Главное — не просто дать доступ к информации, а научить её анализировать, отбирать нужное и применять на практике.
Именно в этом кроется секрет использования гаджетов: превратить их из источника развлечения в инструмент для достижения учебных целей. Чтобы добиться этого, я использую игрофикацию, визуализацию и создание сообществ по интересам.
Игровой подход не ограничивается развлечениями — он позволяет сделать обучение интерактивным и увлекательным. Применять игрофикацию можно в любом классе, но чаще всего её внедряют с шестого по восьмой класс, так как дети постарше уже сосредоточены на сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
При выборе задания важно учитывать индивидуальные интересы каждого ученика. Спортивный ребенок может с энтузиазмом участвовать в соревнованиях на знание предмета, а творческий — с удовольствием работать над проектом, где нужно воображение.
Современные школьники активно общаются в мессенджерах. Если создать чаты по интересам, дети смогут обмениваться интересными фактами, обсуждать домашнюю работу, трудиться над совместными проектами. Каждый чат следует курировать педагогу, который может направлять школьников, давать более точную информацию, находить точки соприкосновения и лучше узнавать учеников.
Интерактивные платформы предлагают увлекательные игры, в которых дети проходят уровни и учатся. Можно использовать их как домашнее задание, стимулируя учеников к достижению лучших результатов. Например, Binary Grid помогает научиться двоичному и восьмеричному счёту. Игра проходит на специальном поле, на котором нужно ставить нули и единицы. Режим соревнования позволяет школьникам состязаться друг с другом и при этом повышать свой рейтинг. Учитель сам выбирает награду — ставить оценку за победу или в конце четверти дать лучшим дополнительные баллы.
Для быстрого и эффективного контроля знаний вместо традиционных тестов можно использовать виртуальные викторины. Они занимают мало времени на уроке, а дети с удовольствием участвуют в соревновании, стремясь обойти одноклассников. Например, можно создать опрос по теме урока из десяти вопросов и отвести на него пять минут, то есть примерно по 30 секунд на ответ. Такой подход поможет педагогу определить уровень каждого ученика, а школьники получат заряд энергии и мотивацию учить больше, чтобы побеждать и получать баллы.
Учителя, дети и технологии: вместе к будущему
Педагог будущего — не просто носитель знаний, но и опытный наставник, который помогает детям ориентироваться в потоке информации и находить свой путь в познании мира. Современные технологии, например искусственный интеллект, не заменят теплоту и индивидуальный подход в общении.
Современные дети — уникальное поколение, которое требует нового подхода к обучению. Творчество, интеграция технологий и учёт интересов школьников помогут повысить их вовлечённость в учёбу и достичь значимых результатов.
Поэтому в школах будущего станут комбинировать традиционные методы обучения с современными технологиями, создавая систему, в которой ученик сможет развиваться как личность и не отставать от технического прогресса.