Что делать жителям Кубани, если мошенники взломали соцсети и мессенджер
С начала 2024 года телефонные мошенники прикарманили у жителей Кубани более 1 млрд рублей.
В век, когда в нашем кармане можно носить целый банк, мошенники всеми силами стараются получить доступ к средствам. Они используют совершенно разные ухищрения: от старой схемы "ваш родственник попал в ДТП" до "мой племянник пролил кипяток, нужны деньги на лечение". В связи с этим старайтесь всегда держать ухо востро.
Вот только жулики могут залезть в карман не к вам, но через вас. Делают они это, получив доступ к мессенджеру или соцсетям. После этого аферисты уже от имени жертвы приступают к штурму списка контактов и просят "занять" денег. Но как отличить друга от недруга? Практика показывает, что изобретать велосипед не нужно. Достаточно простого звонка или наводящего вопроса. Так, например, мой коллега ненавидит пиццу с ананасами. И когда мне пришло от него сообщение с просьбой о помощи, я решил спросить о его вкусовых предпочтениях. Помогло. Диалог мигом прекратился. После этого мы созвонились по сотовой связи (безопасности ради, звонил именно так, а не через взломанный мессенджер), и мои опасения подтвердились.
Но что делать, если бы взломали меня? Как поступить в такой ситуации? С этим вопросом я обратился к официальному представителю УМВД России по Краснодару Артёму Коноваленко. И, как оказалось, для таких ситуаций в полиции есть конкретный скрипт.
Первое, что нужно сделать — скриншоты переписок.
Второе — с этими фотографиями необходимо отправиться в полицию и написать заявление. Особенно если был нанесен материальный вред кому-то из списка контактов.
"Необходимо в обязательном порядке обращаться в правоохранительную организацию с таким заявлением, особенно когда уже нанесен материальный ущерб. То есть, когда знакомые либо приятели человека, у которого взломана социальная сеть, перевели злоумышленникам ту или иную денежную сумму, следственно, имеется материальный ущерб. Это квалифицируется как мошенничество", — уточнил официальный представитель полиции краевой столицы.
Если жулик, писавший от вашего лица, оказался весьма убедительным, и абонент всё же отправил вам (ему) деньги, то что делать доверчивой жертве?
В пресс-службе ЦБ РФ ответили на этот вопрос. Представители главного банка страны также рекомендуют бежать в полицию, а еще ЛИЧНО написать заявление в банк о несогласии с операцией. Чем быстрей банк получит документ, тем выше шанс вернуть средства. Обязательно передайте сотрудникам финансовой организации номер карты, на которую был сделан перевод. Тогда его еще и заблокируют.
Подытожим:
Если вы подозреваете, что ваши аккаунты в мессенджерах и соцсетях были взломаны, важно действовать быстро и решительно:
-
Измените пароли. Если вы подозреваете, что ваш аккаунт был взломан, немедленно измените пароли ко всем сервисам, где это возможно. Используйте надежные пароли, которые не использовались ранее.
-
Обратитесь в службу поддержки. Если вы считаете, что ваш аккаунт был взломан, обратитесь в службу поддержки мессенджеров и соцсетей. Они могут помочь вам восстановить контроль над вашими аккаунтами.
-
Проверьте безопасность. Убедитесь, что двухфакторная аутентификация (если она доступна) активирована для всех сервисов, где это возможно.
- Удалите аккаунт, а затем восстановите.
-
Обратитесь в полицию. Если вы считаете, что ваши данные были скомпрометированы, и вы понесли финансовые потери, обратитесь в правоохранительные органы. Предоставьте всю доступную информацию о произошедшем.
А если "друзья" пишут вам, то:
-
Ни в коем случае не переходите по ссылкам. Они могут быть фишинговыми и вести на сервис, который спишет все ваши деньги.
-
Убедитесь, что говорите с реальным человеком. Позвоните ему или задайте наводящий вопрос.
-
Обратитесь в банк и полицию, и сообщите о жуликах.