Священник призвал Россиян не стыдиться своей культуры из-за Хэллоуина
В последние годы общественные деятели, депутаты и священнослужители всё чаще высказываются о запрете западного «кануна Дня всех Святых».
Многим, еcли не всем знаком Хэллоуин. Последнее время этот праздник вызывает противоречивые чувства как среди простых людей, так и среди властей и представителей духовенства. К примеру, в 2022 году первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова выступила за отказ празднования кануна Дня всех Святых в России.
«От этого праздника, культивирующего смерть, ужасы, кровь давно пора отказаться, потому что он чужд нашим традициям. Учитывая и без того высокий уровень агрессии среди детей и подростков, предлагать им примерять на себя роль страшных, злых персонажей, рисовать на себе кровь и поклоняться смерти считаю неправильным. Не вижу ничего забавного в этом. Не понимаю, чем может нравиться этот мрачный праздник», — сказала Лантратова.
Изначально и Хэллоуина-то никакого не было. Его предшественником был кельтский Самайн. Кельты делили год на светлую и тёмную половину. Празднование Самайна обозначало начало стороны «тёмной» (осень и зима) и конец сбора урожая. Иными словами, кельты праздновали «Конец Лета». Однако в современном мире принято считать, что в ночь на 1 ноября грань между миром живых и мертвых истончалась. Через неё духи родственников навещали своих потомков. Вот только не все усопшие были добры к смертным. В мир живых пробиралась и нечисть. Таким образом, чтобы защитить себя и семью, язычники пытались задобрить злых духов. Готовили угощения, надевали костюмы, чтобы отпугнуть незваных гостей. Звучит знакомо, не правда ли? Вот только в качестве угощения приносили жертву, а костюмами выступали шкуры животных. Постепенно, с приходом христианства, Самайн заменили на христианские праздники (канун Дня всех Святых). Вот только языческие традиции искоренить не удалось.
Время шло, и постепенно Хэллоуин стал лишь поводом для развлечений. Рыночек, так сказать, порешал. Теперь усопших не почитают, дети и взрослые облачаются в страшные наряды не ради безопасности, а ради забавы. То же можно сказать и об угощениях. Но историю не стереть, языческие корни праздника всё еще живы на страницах книг.
По мнению священника краснодарского храма Покрова Пресвятой Богородицы Владимира Иванова, сложно сказать, насколько Хэллоуин соотносится с кельтским Самайном. Хэллоуин, очевидно, возник уже в христианской среде и точно не подразумевал того непотребства, которое сопровождает его сегодня.
«Современный облик этого праздника условно сохранил лишь одну аутентичную черту: хождение по домам и сбор сладостей. Костюмы нечисти и глумление над христианскими святынями стали его атрибутами только в Америке в конце XIX – начале XX века. Мнение о поминовении усопших в Хэллоуин тоже не находит никакого прямого подтверждения. Было бы странно, вспоминая ушедших родных, окружать их память сатанинской символикой и пьянством. В родной для нас православной культуре такие дни наполнены тишиной и молитвой», — говорит священнослужитель.
Владимир добавил, что отмечать западный праздник непозволительно для православных христиан. Превращать святыни в шутку, а на себя примерять сатанинские образы — совершенно недопустимо и греховно.
Священник заметил, что пытаться показать «наш ответ» западному празднику совершенно не имеет смысла, как и борьба с ним. Постепенно мода на зарубежье пройдёт сама собой.
«Искать аналоги или некий «наш ответ» Хэллоину тоже бессмысленно. Мы не должны постоянно жить, как бы оправдываясь за свою культуру. У нас нет такого праздника, и всё. Чем больше внимания мы уделяем этой борьбе, тем дольше она продлится. По-моему, стоит просто подождать, пока эта мода не выветрится естественным образом», — уточнил Владимир Иванов.
В России поминать предков принято в тишине. Скромно. В субботу, 28 октября, Русская Церковь молится об усопших. Димитриевская родительская суббота — особый день памяти, установленный изначально в честь погибших в битве на Куликовом поле. Позже он обрёл более широкий смысл, и в молитвах стали поминать всех православных христиан.