Билет в один конец: почему путешествие на поезде может обанкротить?
Поезда — стратегический транспорт и один из самых доступных способов путешествовать на дальние расстояния — летом 2024 года превратились из средства передвижения в роскошь.
Массовые жалобы на отсутствие билетов и их неадекватные цены льются рекой от тех, кто пытается уехать с Черноморского побережья. Добраться на море оказалось легче, чем его покинуть.
-
Маршрут Анапа-Москва. На неделю с 12 по 18 августа в продаже "прямых" билетов нет.
-
Маршрут Новороссийск-Москва. На неделю с 12 по 18 августа в продаже 8 "прямых" билетов. Люкс - 87 тыс. 82 рубля. (8 билетов).
-
Маршрут Сочи-Москва. На неделю с 12 по 18 августа в продаже 8 "прямых" билетов. Люкс - 91 тыс. 548 рублей (8 билетов).*
*Все данные актуальны на момент написания текста
Если быть реалистами, то вагоны категории «Люкс», стоимость билета в которых на это время около 100 тыс. рублей, для основного числа путешественников - больше насмешка, чем способ уехать. С этим учётом прямых билетов с Чёрного моря, считай, нет. На этом фоне невольно завидуешь животным. Их перевозка гораздо доступнее чем у людей. Билетов в продаже много и стоят они по 2 тыс. 666 рублей Таким положением дел уже заинтересовались в Южной транспортной прокуратуре. Там начали проверку после многочисленных жалоб несостоявшихся пассажиров. Пожаловаться можно и на "горячую линию".
Пока прокуратура проверяет, в РЖД поторопились доказать, что курортный сезон не стал для них неожиданностью. К ситуации «никогда такого не было и вот опять» готовились, уверяют, в компании. В своём тг-канале сообщили, что с мая по сентябрь 2024 года в продаже находятся 17,7 млн билетов в сторону Черноморского побережья. Что на 422 тыс. билетов больше чем в прошлом году. Но судя по отзывам туристов, железнодорожный монополист так и не смог всех удовлетворить. Чтобы хоть как-то сгладить ситуацию, в поездах сделали пересадки. Когда «прямых» билетов нет в продаже, сайт РЖД предложит варианты добраться из точки А в точку Б с пересадкой, в том числе в одном и том же составе. Правда, ценник такого путешествия тоже расширяет границы сознания. Самая высокая стоимость билета с пересадками, которая была зафиксирована во время подготовки этого материала, составила 178 тыс. 875 рублей на маршрут Анапа-Москва 12 августа 2024 года. За эти деньги предлагают сначала доехать из Анапы до Ростова-на-Дону в купе за 2 тыс. 931 руб. После чего буквально перешагнуть на следующую эволюционную ступень: пересесть в другой состав в вагон "Люкс" и наслаждаться дорогой в Москву за 175 тыс. 944 рублей (выкупается сразу 2 места в купе, а дети могут бесплатно ехать со взрослыми). Но багаж за эти деньги придётся успеть перенести из поезда в поезд самостоятельно. Зато потом счастливчика ждёт двухместное купе, которое состоит из двух комнат: гостиной-спальни и туалета с душем. Также есть кресло, шкаф для вещей, телевизор и даже DVD-проигрыватель!
Такой "тяжёлый люкс" от РЖД будто должен настолько шокировать пассажиров своими ценами, что на их фоне билет с пересадками за 20-30 тыс. рублей кажется уже подарком судьбы. На официальный запрос в РЖД о том, считают ли в компании такие "поездатые" цены адекватными, ответа так и не поступило.
Лето и особенно август - самые сложные для логистики месяцы, делится мнением вице-президент Альянса туристических агентств Алексан Мкртчян. По его словам, ничего удивительного в происходящем нет. Билеты всегда быстро заканчивались в курортный сезон, тем более перед сентябрём - когда все пытаются вернуться к началу учебного года.
"Мы уже неоднократно говорили в течение многих лет, что нельзя приезжать на курорты без обратных билетов. Особенно в конце сезона. Никакие туроператоры специально билеты не выкупали. Все билеты туроператоры покупают только туда-обратно. Никто не покупает билеты только в одну сторону. Удивительно, что туристы не прислушались. На следующий год история будет повторяться. Ничего удивительного в этом нет. Билетов всегда нет в начале сезона в южном направлении, в конце сезона - в северном", - рассказывает вице-президент Альянса турагентств России Алексан Мкртчян.
Одной из основных причин того, что пока поезда едут - цены на билеты взлетают, эксперты считают аномально высокий спрос в этом году на внутренний туризм в России. И Краснодарский край в этих условиях летом отдыхает практически всю страну. Плюс ко всему добавляются и закрытые аэропорты на Юге. И третье - это то, что главная железнодорожная компания России зарабатывает деньги. Просто бизнес - ничего личного. Такой вывод можно сделать из информации о сезонном изменении тарифов на сайте РЖД. Самые дорогие билеты начинают продаваться летом в курортный сезон (+20%), а также в предверии майских праздников и в первой половине сентября (+13%). А вот снижаются цены, по совпадению, тогда же, когда и падает спрос на жд-перевозки: сразу после новогодних каникул и до 6 марта (-14-15%). Если же перейти на рельсы статистики в целом, то в первом полугодии, по данным Росстата, стоимость железнодорожных перевозок заметно подорожала, причём в самых востребованных категориях:
-
проезд в плацкарте нефирменного поезда - 287 рублей в расчёте на 100 км (+ 23%)
-
проезд в плацкартном вагоне фирменного поезда - 401 рублей на 100 км (+17%)
-
проезд в купе нефирменного поезда - 438 рублей на 100 км (+15%)
-
проезд в купе фирменного поезда - 595 рублей на 100 км ( +16%)
Практически всеми железнодорожными перевозками в России занимается РЖД. А крупнейшим перевозчиком является её дочерняя структура - Федеральная пассажирская компания (ФПК). На её долю приходится 95% рынка. В условиях монополии тарифы на перевозки регулируются государством. Но только в плацкартных и общих вагонах. Купе, СВ и Люкс отданы на откуп самим перевозчикам.
"Контроль за установлением тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам, которая их и устанавливает. Индексация тарифов по проезду внутригосударственных маршрутов на территории России устанавливалась в ноябре прошлого года на текущий 2024 год, — комментирует ситуацию с регулированием цен юрист Алексей Ушаков.
При этом аналитики сходятся во мнении, что больнее всего повышение цен на жд-билеты и конкретно рост тарифов в плацкарте ударит прежде всего по людям с низким уровнем доходов.
UPD:
В РЖД нам прокомментировали ситуацию с ценами на билеты. Огромные цены на проезд в вагонах класса СВ и Люкс в компании объяснили тем, что перевозчик на эти категории по закону может устанавливать стоимость так, как посчитает нужным. А зависит она от разных факторов: от времени года, дня недели, наличия свободных мест и т. д. Летом, заявили в РЖД, когда «высокий сезон», цена на билеты СВ и Люкс может быть выше, чем, например, в ноябре. Также в компании добавили, что тарифы на проезд в 2024 г. проиндексировали на 10,75%. И упомянули, что уехать из Анапы в Москву можно не только с пересадками за 70 тыс. или 178 тыс. рублей, но и за 7 тыс. руб. в плацкарте с пересадками. Правда, на момент публикации ответа от РЖД, мы таких билетов на официальном сайте не нашли. Самый дешёвый из Анапы в Москву на 22 августа стоил 11 тыс. 807 руб.