loader

В мае Краснодар увидел синтез современных живописи и скульптуры — известный художник Игорь Михайленко и автор большинства краснодарских городских скульптур Валерий Пчелин показали публике свой «Священный лес». Что значит для них этот проект и чего ждать в дальнейшем, «России. Кубань» рассказали авторы.

Анастасия Барбаш: Валерий, что означает название «Священный лес»?

Валерий Пчелин: Идея родилась в процессе обсуждения, когда мы уже решили сформировать выставку. Наш визуальный язык очень совместим, это очень важно, когда два художника встречаются. Я — скульптор, Игорь — живописец, мы дополняем друг друга, обогащаем. И нам нужно было название, которое определило бы все, что мы делаем и для чего мы это делаем. Есть бытовой уровень существования человека, а мы даем некий отсыл в древность — во времена, когда не существовало ни храмов, ни каких-то мест, где человек мог общаться с иррациональными силами, иметь метафизические взаимоотношениями с Богом, с богами во время язычества. Тогда были так называемые священные леса, в них человек приходил с трепетом, ужасом и восторгом в душе, встречался с чем-то, чего в обыденной жизни не мог встретить. Ведь именно в таком лесу он был настроен на встречу. И чувства восторга и трепета мы хотели передать в этой выставке.

«Священный лес» — это территория, которая вырвана из обыденного контекста, существующая отдельно от нашей реальности. Территория искусства.

1.jpg

А.Б.: Ваше искусство нельзя назвать бытовым. Расскажите, как называют ваши скульптуры искусствоведы?

В.П.: Мы не относимся жестко к какому-то определенному направлению. Игорь определяет это как абстрактный экспрессионизм, продолжает эту тенденцию, которая еще в начале XX века появилась в Америке и Европе. В этом ключе мы работаем. Мои работы тоже в какой-то степени абстрактны, но я в общем оставляю в них некий язык — эти вещи биоморфны, я иду от природных форм и явлений, и в своих скульптурах стараюсь передать процесс созидания, эволюции. Но эволюция не конечна. Почему мои работы фрагментарны? Все фрагменты находятся в развитии. Какая-то их часть отполирована и завершена, но тем не менее она находится в процессе эрозии, то есть формирования. Какая-то часть, наоборот, рваная, она агрессивна по отношению к окружающему, но подвергается формированию. И весь этот процесс перехода мне очень интересен в пластике, в скульптуре. Наш проект этому и посвящен. Все скульптуры черные, потому черный — это не цвет, а физическое свойство. Он не делает предмет легкомысленным. Все, что выкрашено в черный, приобретает вес. Все вещи будто обожжены огнем, словно над ними работала температура, огонь, ветер, воздух.

5.jpg

А.Б.: Все сделано из дерева?

В.П.: Да, все скульптуры деревянные — это мой любимый материал, я в нем мыслю. Методы создания этих скульптур сложны по технологии, я применяю методы судостроения, столярного искусства, дизайнерского конструирования.


А.Б.: Валерий, а почему так долго — семь лет — у вас не было выставки в Краснодаре?

В.П.: Чтобы сделать профессиональную выставку, нужно иметь что сказать. В эти годы я был очень занят: работал над заказами для города, ездил на симпозиумы, строил дом, мастерскую,  рожал детей. На персональную выставку времени не хватало. Проект я придумал пять лет назад, работал над эскизами, моделями. Последние два года плотно работаю только над ним.

Проект находится в состоянии развития — какие-то работы готовы, но у меня их очень много задумано, он будет расти, продолжаться. Вещи будут разной высоты, и до 3 метров. Но все это — единая тема движения, развития формы. Меня это очень увлекает. Этот проект эволюционный, в плане эволюции и формы.Валерий Пчелин, скульптор
6.jpg

А.Б: Игорь, как вы объединились с Валерием? Как поняли, что нужно делать совместную экспозицию?

Игорь Михайленко: У нас уже был опыт совместной работы — мы 16 лет назад делали выставку Pro et contra. А до этого учились вместе, заканчивали Краснодарское художественное училище, Валера — на курс старше. Мне всегда казалось, что скульптура и живопись очень хорошо соседствуют и дополняют друг друга. Каждый занимается в своей области, у нас нет единого видения, как все должно быть.

Скульптура в проекте помогает живописи, а живопись — оживляет скульптуру. Скульптура — это форма, живопись — некое плоское. Абстракция — это, в первую очередь, свобода. Нет рамок, закрепощения сюжетом, здесь нет литературы, а есть рассказ, но он на другом плане. Скорее, это что-то подсознательное. В буквальном смысле в картинах есть несколько наслоений, и они начинают жить в пространстве.Игорь Михайленко, художник

А.Б.: Расскажите о материалах и о том, какие цвета выбираете.

И.М.: Я использую традиционные материалы — холст, подрамник, акрил. Грунтую холст я сам, потому что знаю, какой использовать грунт, чтобы краска текла как мне хочется. Я очень много работаю с водой, иногда смываю тщательно — наношу краску, а потом смываю. В каком-то смысле это близко к скульптуре: берется предмет и приводится в такую форму, которую ты хочешь увидеть. Сложность в том, что все работы нужно делать очень быстро — один–три приема. Если не получается, то нужно брать новый холст.

4.jpg

А.Б.: Как выбираете названия для ваших работ?

И.М.:  Названия у меня только для того, чтобы классифицировать работу, потому что все они одного формата — у меня сложился любимый размер 2 метра на 1,45 метра. Какой-то он для глаза удобный. Картина может очень много раз меняться в процессе, пока я не решу, что, допустим, должно быть одно большое цветное пятно, которое будет держать. И оно становится самым главным, а ему уже к нему — дополнительный оранжевый, фиолетовый, красный, немного зеленого. Это довольно сложные, но интересные и живые процессы, в которых очень часто происходят неожиданные находки, которые сам человек не может придумать и сделать. Я в процессе работы, как я для себя определяю, — некий проводник. У меня просто отключаются все мои знания, умения и все, что я раньше до этого делал. И я — исследователь, как некий сталкер. И я веду зрителя в некое пространство, ведь «Священный лес» — это для меня сфера искусства.

Рекомендуем

Команда-хозяйка турнира собирала в среднем 61 349 человек за матч. По суммарной посещаемости национальная сборная расположилась на пятом месте.

Июля 17, 2018

В связи со съемками в среду, 18 июля, движение по мосту будет выполняться по временной схеме.

Июля 16, 2018

Опасность формирования смерчей над морем сохранится на Черноморском побережье на участке от Анапы до Магри.

Июля 17, 2018

На празднике, который собрал больше 7 000 гостей и жителей города, выступила группа «Иванушки International».

Июля 16, 2018

Вести. Интервью: театральный критик Павел Руднев

Какой он — современный провинциальный театр? Как зависит альтернативный театр от зрителя и чем могут помочь региональным постановкам зарубежные драматурги?

«Удачный билет» на концерт Дианы Анкудиновой отправляется к своим владельцам

На этой неделе в нашей постоянной рублике победила Ирина Михеева.

Вести. Интервью: болельщик из Техаса Уильям Калвер

Молодой путешественник приехал в Россию посмотреть матчи Чемпионата мира по футболу и заодно посетить несколько очень разных городов: от аутентичной Казани через исконно русский Суздаль к двум берегам Черного моря — Кубани и Крыму, и двум столицам — Москве и Петербургу.

Утро добрым... бывает: казачья станица «Атамань»

Горячий привет из станицы добавит хорошего настроения и позитива в утро четверга. Смотрим!

Россия. Кубань

Государственный Интернет-Канал «Россия»

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Главный редактор — Елена Валерьевна Панина

Филиал ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Кубань»

Редактор ГТРК «Кубань» — Евгения Николаевна Кавун

Контакты редакции ГТРК «Кубань»: news@kubantv.ru, + 7 (918) 35-55-293

Для аудитории старше 16 лет

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только при наличии активной индексируемой гиперссылки на сайт ГТРК «Кубань».