loader

Создатель театра одного актера в Краснодаре Равиль Гилязетдинов рассказал «России. Кубань» о сложностях профессии, фестивале «Кубань театральная» и о своем новом проекте.

— Равиль, в этом году состоялась премьера спектакля «Автобиография», однако это не совсем премьера — вы вернулись к этому спектаклю спустя 24 года. Почему?

— Дело в том, что зрительница «Одного театра» однажды преподнесла мне вышитую эмблему трех моих спектаклей, в том числе — «Автобиографии». Стали появляться просьбы, чтобы я хотя бы раз его сыграл. И сейчас в «Одном театре» ребята дали мне такую  возможность.


— Можно ли сказать, что одинокие артисты менее защищены, чем те, которые обрастают командами, помощниками?

— Да, в чем-то, даже во многом, мы менее защищены, но в чем-то мы свободны. Например, я сам подбираю репертуар, сам стал изучать режиссуру, подыскиваю музыку, костюмы — ищу какое-то решение спектакля. Помню, что один чиновник мне сказал: «Ой, да что вы, я работал в филармонии, монотеатр уже умер, это же литературный театр». Я тогда сказал: «Вы просто не видели тех спектаклей, которые стали интересными, разнообразными, максимально приблизились к настоящему театру».

DSC_0006.jpg

— С командной работой как у вас? Или вы волк-одиночка по натуре?

— С командной я работаю, но опять-таки появляется требовательность. Хочется, чтобы лидер — режиссер или организатор этой командной работы — соответствовал определенному уровню. Когда я после аварии ушел из института, то вернулся после большой паузы и заметил, что жанр моноспектакля, театр одного актера и вообще монологи — это теперь как традиция, и актеры-выпускники, почти каждый из них, обязаны сделать хотя бы небольшой кусок из спектакля в этом жанре.


— О какой аварии идет речь?

— В 1999 году на 200-летие Пушкина мы, студенты института культуры, должны были поехать в Широкую Балку под Новороссийском с программой по пушкинским произведениям к специальному семинару. Поехали на старом автобусе, у которого при спуске с горы отказали тормоза, и мы упали с 40-метровой высоты. Восемь человек погибли. С того времени я два дня был без сознания, меня в первые дни тоже считали погибшим. Однако Новороссийск был рядом, благодаря морским военным врачам я как-то быстро восстановился.


— И вернулись в профессию...

— Да, еще Анатолий Горгуль у меня спросил тогда: «А ты вообще сможешь текст запоминать?» Дошло до того, что я сделал спектакль «1900-й», перешел дорогу тому же Горгулю — взял первую премию на фестивале, которая должна была достаться ему.

2.jpg

— Кстати, по поводу фестиваля «Кубань театральная». Вы ходите в театр, я часто вижу вас в зрительном зале. Как вы оцениваете этот фестиваль на сегодняшний день? Остался ли он прежним?

— Время течет, все меняется. И я изменился. Тогда для меня все было с ясными глазами, с какой-то перспективой, и я на все смотрел с интересом. Сейчас смотрю — что-то повторяется. Но есть и новое. Самое главное — я убежден, что этот фестиваль должен быть, потому что многие театры не видят друг друга. Сейчас вообще такое скоростное время, клиповое сознание, что даже на фестивали приезжают, отыгрывают и уезжают. А раньше на фестиваль приезжали на всю неделю. Например, я отсматривал все спектакли, посещал все мастер-классы, совместные занятия — так мы узнавали друг друга, многому учились. Я думаю, что фестиваль должен существовать.

Театр тем и интересен, что это живое сиюминутное искусство.

— Как вы понимаете, вот сегодня сыграли удачно?

— Есть непредсказуемые вещи. Например, в Перми у меня как-то случился казус. В спектакле я заигрывал со зрителем из первого ряда. И когда я обычно доходил до момента, где объяснял, что быть мужчиной лучше, чем женщиной, ходить в брюках лучше, потому что юбка сковывает движения, зритель обычно смеялся. А тут — полная противоположность, мертвая тишина в зале. Я не понимаю, почему так происходит.... Вроде, выбрал человек, довожу его, но никакой реакции. Потом в какие-то моменты спектакля я стал оглядываться на этого зрителя, и вдруг увидел костыль! Получилось, что я пародировал Чаплина с его походкой, общаясь с этим зрителем, а со стороны как будто издевался над ним. Понял, что натворил, и стал искать способ выкрутиться из ситуации... В итоге у меня у меня спектакль рухнул. И сегодня мне тоже загадочно, как нынешний зритель воспримет мою работу.

3.jpg

— Вы по себе знаете, что такое актерская профессия, все ее сложности. Тем не менее, ваш сын тоже актер, Александр Гилязетдинов. Он работает в Новом театре кукол. Вы желали ему такой судьбы?

— Нет, не желал. Актерская профессия действительно зависима от случайностей, как и жанр моноспектакля — сойдутся звезды, и команда соберется, помощники. Во многом я обязан людям, которые мне помогали этот воз вытянуть. Когда мы переехали с семьей в Юбилейный район, мой сын пошел в театральный класс при лицее, где местная преподавательница помогала мне доделывать «Автобиографию». Я тогда очень возражал, говорил сыну, что не надо в эту профессию идти.


— Почему? Какие в ней минусы и плюсы?

— Во-первых, это зависимость. Актерская зависимость от того, какой режиссер придет. В советское время я сам ездил по театрам, искал режиссера. Потому что молодой актер должен чему-то научиться. Играл одно время в драматическом театре, потом ушел в театр кукол — меня Тучков переманил, потому что к тому времени я сидел без ролей. Помню, в трехактном спектакле «Царь Федор Иоаннович» я играл самую последнюю роль: выходил в каждом акте с одной и той же фразой, предваряя выход Ивана Шуйского. В такие моменты вдруг рождается понимание: не надо ждать милости от природы, надо что-то делать самому.


Рекомендуем

ГТРК «Кубань»

Среди них — 15 останков красноармейцев, а также военное снаряжение, котелки, боеприпасы.

Июля 22, 2018

Краевому центру выделили на эти цели 350 миллионов рублей в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Июля 22, 2018

Кроме того, ветеринары вакцинировали 13,1 тысяч свиней, 161,8 тысяч особей мелкого рогатого скота, 10,1 тысяч лошадей, а против гриппа привили 4 705,7 тысяч птиц.

Июля 22, 2018

Ранее прокуратура установила, что эти земли фактически не пригодны для целевого использования: к ним не подведены инженерные сети и дороги.

Июля 22, 2018

Утро добрым... бывает: летний Новосибирск

Наш Андрей Савенков отпуск проводит с пользой: он находится сейчас в Новосибирске, откуда и шлет всей Кубани привет. 

«Утро. Завтрак»: диетический торт Анастасии Ровнягиной

Во всем мире сегодня отмечают День торта. А вы знаете, что это лакомство может быть не только вкусным, но и полезным? 

«Удачный билет» на комедию «Моя жена — лгунья» отправился к хозяйке

Увидеть постановку можно будет 9 сентября в Музыкальном театре.

Химия большой игры: интервью с первым замминистра физкультуры и спорта Сергеем Мясищевым

Как создавался беспрецедентный футбольный праздник, что будет с инфраструктурным наследием чемпионата мира — 2018 и что конкретно дал стране и Кубани прошедший мундиаль? «Вести. Интервью» узнали.

Россия. Кубань

Государственный Интернет-Канал «Россия»

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Главный редактор — Елена Валерьевна Панина

Филиал ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Кубань»

Редактор ГТРК «Кубань» — Евгения Николаевна Кавун

Контакты редакции ГТРК «Кубань»: news@kubantv.ru, + 7 (918) 35-55-293

Для аудитории старше 16 лет

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только при наличии активной индексируемой гиперссылки на сайт ГТРК «Кубань».