loader

Создатель театра одного актера в Краснодаре Равиль Гилязетдинов рассказал «России. Кубань» о сложностях профессии, фестивале «Кубань театральная» и о своем новом проекте.

— Равиль, в этом году состоялась премьера спектакля «Автобиография», однако это не совсем премьера — вы вернулись к этому спектаклю спустя 24 года. Почему?

— Дело в том, что зрительница «Одного театра» однажды преподнесла мне вышитую эмблему трех моих спектаклей, в том числе — «Автобиографии». Стали появляться просьбы, чтобы я хотя бы раз его сыграл. И сейчас в «Одном театре» ребята дали мне такую  возможность.


— Можно ли сказать, что одинокие артисты менее защищены, чем те, которые обрастают командами, помощниками?

— Да, в чем-то, даже во многом, мы менее защищены, но в чем-то мы свободны. Например, я сам подбираю репертуар, сам стал изучать режиссуру, подыскиваю музыку, костюмы — ищу какое-то решение спектакля. Помню, что один чиновник мне сказал: «Ой, да что вы, я работал в филармонии, монотеатр уже умер, это же литературный театр». Я тогда сказал: «Вы просто не видели тех спектаклей, которые стали интересными, разнообразными, максимально приблизились к настоящему театру».

DSC_0006.jpg

— С командной работой как у вас? Или вы волк-одиночка по натуре?

— С командной я работаю, но опять-таки появляется требовательность. Хочется, чтобы лидер — режиссер или организатор этой командной работы — соответствовал определенному уровню. Когда я после аварии ушел из института, то вернулся после большой паузы и заметил, что жанр моноспектакля, театр одного актера и вообще монологи — это теперь как традиция, и актеры-выпускники, почти каждый из них, обязаны сделать хотя бы небольшой кусок из спектакля в этом жанре.


— О какой аварии идет речь?

— В 1999 году на 200-летие Пушкина мы, студенты института культуры, должны были поехать в Широкую Балку под Новороссийском с программой по пушкинским произведениям к специальному семинару. Поехали на старом автобусе, у которого при спуске с горы отказали тормоза, и мы упали с 40-метровой высоты. Восемь человек погибли. С того времени я два дня был без сознания, меня в первые дни тоже считали погибшим. Однако Новороссийск был рядом, благодаря морским военным врачам я как-то быстро восстановился.


— И вернулись в профессию...

— Да, еще Анатолий Горгуль у меня спросил тогда: «А ты вообще сможешь текст запоминать?» Дошло до того, что я сделал спектакль «1900-й», перешел дорогу тому же Горгулю — взял первую премию на фестивале, которая должна была достаться ему.

2.jpg

— Кстати, по поводу фестиваля «Кубань театральная». Вы ходите в театр, я часто вижу вас в зрительном зале. Как вы оцениваете этот фестиваль на сегодняшний день? Остался ли он прежним?

— Время течет, все меняется. И я изменился. Тогда для меня все было с ясными глазами, с какой-то перспективой, и я на все смотрел с интересом. Сейчас смотрю — что-то повторяется. Но есть и новое. Самое главное — я убежден, что этот фестиваль должен быть, потому что многие театры не видят друг друга. Сейчас вообще такое скоростное время, клиповое сознание, что даже на фестивали приезжают, отыгрывают и уезжают. А раньше на фестиваль приезжали на всю неделю. Например, я отсматривал все спектакли, посещал все мастер-классы, совместные занятия — так мы узнавали друг друга, многому учились. Я думаю, что фестиваль должен существовать.

Театр тем и интересен, что это живое сиюминутное искусство.

— Как вы понимаете, вот сегодня сыграли удачно?

— Есть непредсказуемые вещи. Например, в Перми у меня как-то случился казус. В спектакле я заигрывал со зрителем из первого ряда. И когда я обычно доходил до момента, где объяснял, что быть мужчиной лучше, чем женщиной, ходить в брюках лучше, потому что юбка сковывает движения, зритель обычно смеялся. А тут — полная противоположность, мертвая тишина в зале. Я не понимаю, почему так происходит.... Вроде, выбрал человек, довожу его, но никакой реакции. Потом в какие-то моменты спектакля я стал оглядываться на этого зрителя, и вдруг увидел костыль! Получилось, что я пародировал Чаплина с его походкой, общаясь с этим зрителем, а со стороны как будто издевался над ним. Понял, что натворил, и стал искать способ выкрутиться из ситуации... В итоге у меня у меня спектакль рухнул. И сегодня мне тоже загадочно, как нынешний зритель воспримет мою работу.

3.jpg

— Вы по себе знаете, что такое актерская профессия, все ее сложности. Тем не менее, ваш сын тоже актер, Александр Гилязетдинов. Он работает в Новом театре кукол. Вы желали ему такой судьбы?

— Нет, не желал. Актерская профессия действительно зависима от случайностей, как и жанр моноспектакля — сойдутся звезды, и команда соберется, помощники. Во многом я обязан людям, которые мне помогали этот воз вытянуть. Когда мы переехали с семьей в Юбилейный район, мой сын пошел в театральный класс при лицее, где местная преподавательница помогала мне доделывать «Автобиографию». Я тогда очень возражал, говорил сыну, что не надо в эту профессию идти.


— Почему? Какие в ней минусы и плюсы?

— Во-первых, это зависимость. Актерская зависимость от того, какой режиссер придет. В советское время я сам ездил по театрам, искал режиссера. Потому что молодой актер должен чему-то научиться. Играл одно время в драматическом театре, потом ушел в театр кукол — меня Тучков переманил, потому что к тому времени я сидел без ролей. Помню, в трехактном спектакле «Царь Федор Иоаннович» я играл самую последнюю роль: выходил в каждом акте с одной и той же фразой, предваряя выход Ивана Шуйского. В такие моменты вдруг рождается понимание: не надо ждать милости от природы, надо что-то делать самому.


Рекомендуем

ГТРК «Кубань»

Новым способом оформления документа в Краснодарском крае уже воспользовались две семьи.

Июня 18, 2018

Мужчина передан правоохранительным органам для проведения расследования.

Июня 18, 2018

Получить совет служителя православной церкви теперь можно онлайн. Представители Ейской епархии уже полгода общаются с пользователями в социальных сетях.

Июня 18, 2018

Эстрадный хор участвовал в Фестивале футбольных болельщиков в Ростове-на-Дону.

Июня 18, 2018

Спецпроект «Футбол для всех», часть первая: восемь капитанов Кубани

11 российских городов, 12 стадионов, 64 матча. И в каждом поединке — интрига, волнующая болельщиков, специалистов и самих спортсменов. Чья возьмет? Именитые футбольные державы с яркими лидерами или дерзкие дебютанты, мечтающие о сюрпризах? Какая из сборных способна изумить публику или совершить подвиг на предстоящем чемпионате мира?

Цена победы: интервью с Анатолием Мирошниковым и батутисткой Владиславой Рыжковой

Какой ценой достаются победы? Как будет разрастаться «Город спорта Краснодар» и чего сегодня не хватает, чтобы олимпийских медалей у южной столицы было больше?

Эксперимент ЖВЮС: насколько спортивны жители и гости Краснодара

Наш корреспондент Николай Лесников взял футбольный мяч, скакалку, набор для тенниса, хулахуп — и отправился на улицы выяснять, что предпочтут горожане.

Футбол и политика: в Краснодаре прошла первая товарищеская игра команды мэра Первышова с горожанами

Все, что нужно, чтобы сыграть с мэром Краснодара — футбольное поле и приглашение главы города в свой двор. Рассказываем, как команда мэра города встретилась со сборной Комсомольского и Пашковского микрорайонов.

Россия. Кубань

Государственный Интернет-Канал «Россия»

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Главный редактор — Елена Валерьевна Панина

Филиал ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Кубань»

Редактор ГТРК «Кубань» — Евгения Николаевна Кавун

Контакты редакции ГТРК «Кубань»: news@kubantv.ru, + 7 (918) 35-55-293

Для аудитории старше 16 лет

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только при наличии активной индексируемой гиперссылки на сайт ГТРК «Кубань».