loader

Этим летом на Черноморском побережье прошли творческие вечера писателя Натальи Тованчевой, один из них – в Геленджике. Автор прочитала несколько рассказов, один прозвучал в исполнении известного актера Максима Аверина.

Несколько лет назад Наталья Тованчева — журналист, директор ГТРК «Кубань», член Международной академии радио и телевидения — начала писать короткие рассказы, которые быстро нашли своих поклонников. Именно читатели настояли на том, чтобы Наталья издала первую книгу — «Очень всякая жизнь». Второй сборник рассказов «Бес тебя» был подготовлен в соавторстве с поэтом Светланой Лаврентьевой. Сейчас готовится к выходу третья книга писательницы.

Проза Тованчевой — пронзительная и лаконичная, кинематографичная и живая — повествует о людях, которые путешествуют, наслаждаются природой и искусством, встречаются и расстаются, любят и ненавидят. Одним словом, живут.

Встреча в Геленджике прошла на террасе элегантного и уютного гастрономического кафе в семейном курорте Alean Family Resort & Spa Biarritz 4* в теплой камерной атмосфере. Наталья Тованчева прочитала несколько своих рассказов, одно из произведений прозвучало в видеозаписи — в исполнении известного актера Максима Аверина.


— Вы много лет занимались журналистикой. Как и почему вы начали писать художественные рассказы?

— Это произошло внезапно, я никогда не планировала заниматься чем-то подобным. Помню, ехала в такси по Москве по жутким пробкам. И в этой долгой дороге сложился, вернее сказать, «пришел» мой первый рассказ «Как в сказке». Он очень грустный, трагический, хотя в моей жизни на тот момент все было хорошо и спокойно.


— Читатели отмечают вашу способность показать красоту и наполненность каждого мгновения. Как вам удается достичь такого мировосприятия? Ведь в том ритме, в котором вы живете, отрешиться от суеты и погрузиться в настоящий момент очень трудно.

— Думаю, у каждого человека должна быть часть жизни, когда он не работает и не занимается делами. Например, я знаю, что в самолете меня уже никто не достанет, и в полете практически всегда пишу. Когда приезжаю на отдых и отключаюсь от проблем, ко мне сразу начинают приходить сюжеты — остается только переносить их на бумагу.
Когда освобождаешь голову от суеты, включается некая чувствующая часть тебя. Ты не просто смотришь на картинку, а словно проникаешь в нее. Скажем, не только видишь эти пицундские сосны, которыми знаменит Геленджик, а отмечаешь каждую мелочь. Зеленый цвет хвои — какой это оттенок? Какова кора на ощупь? Какой у нее запах? Что под соснами? И так далее.


— Герои ваших рассказов выдуманы? Или у них есть прототипы в реальной жизни?

— По-разному. Чаще — выдуманные. С тех пор, как я стала писать, мне стали говорить: «О! У меня есть такая история! Ты обязательно из нее рассказ сделаешь». Но нет, так не работает. Иногда рассказывают действительно сумасшедшие, удивительные истории. Но я их не вижу. А бывает так: осень, еду по Москве в такси, останавливаемся на светофоре. Вижу красивый желтый лист, прилепившийся к соседней машине. Моментально пришел сюжет, из которого родился рассказ «День рождения» — история, на 100 процентов выдуманная. Или другой случай: сосед в самолете читал книгу с необычным названием. Этого оказалось достаточно — когда мы приземлились, новый рассказ уже сложился. Вот такие детали должны меня зацепить, чтобы история родилась. Иногда бывает и по-другому. Семейный праздник, который описан в рассказе «День первого поцелуя», происходил на самом деле. На него я нанизала вымышленную историю, которая могла бы случиться с этими людьми.
Персонажи тоже бывают списаны с кого-то. Ведь не зря художники отправляются в путешествия за вдохновением. Писателю тоже необходима подпитка. Встречи с новыми людьми, наблюдения, невероятные обстоятельства, острые или едва уловимые ощущения — все это богатая почва для художественных произведений.

IMG_4557.JPG

— Вы пишете короткие рассказы. Планируете ли замахнуться на что-то более эпичное?

— Мне часто задают этот вопрос. Немалый отрезок времени я проработала в газетах, много писала. Но, видимо, надоело писать большие полотна. И сейчас многословие, даже в жизни, меня раздражает. Есть люди, которые в разговоре несколько раз повторяют одно и то же, все рассказывают очень подробно. Так и тянет сказать, как в анекдоте: «К черту подробности! Какой это город?». Мне не хочется уже лишних слов ни в жизни, ни в рассказах. Есть представление, что роман или повесть — это классно, а рассказ — это что-то несерьезное. На мой взгляд, рассказ писать сложнее, потому что приходится умещать на трех страничках иногда целую жизнь или ключевую историю из нее. Это ничуть не легче, чем раскатать роман — просто разные жанры. Когда мне в очередной раз задают подобный вопрос, я иногда предпринимаю попытки задумать роман. Но пока мне этого не хочется.


— Какие люди вас вдохновляют? Какие места?

— Вдохновение приходит, как правило, на отдыхе. У меня есть несколько итальянских рассказов. Три года назад я одна поехала в Италию на море на несколько дней. Городок был маленький, из вечерних развлечений — только прогулки вдоль берега. Не надо было ни о чем думать, и у меня настолько освободилась голова, что за четыре дня я написала пять рассказов. Приходила в кафе, садилась и доставала iPad. Вечером заходила в номер и снова писала. Бывают периоды, когда по несколько месяцев не рождается ни одного рассказа. Когда с головой погружаюсь в работу, в семью, портал закрывается. Творческий поток начинается, когда я свободна от забот.

IMG_4544.JPG

— Есть ли в ваших рассказах мораль? Какое воздействие вы хотите произвести на читателя?

— Никакой морали! Весной мы встречались со студентами факультета журналистики КубГУ. Очень интересные ребята, задавали много вопросов. Одна девушка очень серьезно начала разбирать рассказ «Столкновение со счастьем», возмущалась: «Натка не должна была так поступать! Это предательство! Как вы к этому относитесь?!» Но я не даю оценок своим персонажам, у каждого своя история и судьба. Главная героиня рассказа, студентка Натка, разбившая старые взаимоотношения и нашедшая новую любовь, — абсолютно выдуманный персонаж. Все совпадения, как говорится, случайны. Но такая реакция читателей радует. Ведь поступки Анны Карениной или Наташи Ростовой мы обсуждаем так, словно они существовали в жизни. Когда-то я была студенткой, изучала литературоведение. Честно говоря, эта наука мне не нравится. Что имел в виду писатель, не может знать никто. Он мог вообще ничего не иметь в виду, о чем многие авторы и говорят. Слушая литературных критиков, писатели искренне удивляются: «Да вы что? Неужели? Как интересно вы все интерпретировали!»

Приятно, когда героев моих рассказов воспринимают как живых людей. Но они живут своей жизнью, которую я просто описываю. Когда автор задумывается о морали, ничего хорошего в его текстах не получится. Какой вывод сделает для себя читатель, что почерпнет из того или иного текста, — все очень индивидуально.

— Как вы оцениваете уровень современной литературы? Кого читаете?

— Сейчас всерьез увлечена Александром Цыпкиным, взахлеб читаю его вторую книгу. У этого автора есть совершенно чудесные вещи. Осенью поеду в Москву на его «БеспринцЫпные чтения». Слежу за творчеством Эры Ершовой, которая совсем недавно начала издаваться. Конечно, читаю кумиров — Акунина, Улицкую, Алексея Иванова и других. Считаю, что современная литература хороша и многообразна, сейчас очень много интересных настоящих писателей.


— Ваши рассказы очень кинематографичны. Рассматриваете ли возможность их экранизации или создания театральной постановки?

— Была бы не против, но пока такой конкретной цели нет. Про то, что рассказы кинематографичны, говорят многие. Я и сама это знаю — ведь много лет работаю на телевидении и мыслю картинкой. Для некоторых рассказов даже не нужно писать сценарий: в них нет рассуждений, описаний природы, а есть только история, которая всплывает в воображении картинка за картинкой — готовое кино. Желание встретить хорошего режиссера, который бы тоже увидел эти картинки и загорелся, у меня есть. Жду счастливого случая.

IMG_4589.JPG

Рекомендуем

ГТРК «Кубань»

На сегодня они переработали более 88 тыс. тонн сырья.

Сентября 23, 2018

Призовой фонд составил 1,58 млн рублей.

Сентября 23, 2018

Что толкнуло девушку на попытку суицида, пока не известно.

Сентября 23, 2018

Мероприятия, посвященные старту 79-го концертного сезона, пройдут 5, 6 и 7 октября.

Сентября 23, 2018

Тысячи километров пустыни: интервью с краснодарским путешественником Дмитрием Гриценко

Действительный член Русского географического общества пришел в студию «Вести. Интервью» с девятилетней дочерью Марией — он любит путешествовать со своими детьми и показывать им новые миры. И пустыня Гоби не стала исключением.

«Утро. Завтрак» — яйца пашот со шпинатом и авокадо Ивана Мандрика

Шеф-повар одного из краснодарских ресторанов Иван Мандрик не просто поделился рецептом, но и попытался научить готовить нашего Андрея Савенкова.

ЭКО по ОМС: интервью с акушером-гинекологом Натальей Мизиной

Процедуру экстракорпорального оплодотворения можно провести и по полису обязательного медицинского страхования — вопрос лишь в том, сколько придется ждать своей очереди.

«Я так хочу, чтобы сбылась мечта». Как живут в детских домах Краснодарского края

На сегодняшний день в нашем регионе 14 300 детей-сирот, правда, у большинства из них уже появились приемные родители: 97 процентов сирот усыновили.

Россия. Кубань

Государственный Интернет-Канал «Россия»

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Главный редактор — Елена Валерьевна Панина

Филиал ФГУП «ВГТРК» «ГТРК «Кубань»

Редактор ГТРК «Кубань» — Евгения Николаевна Кавун

Контакты редакции ГТРК «Кубань»: news@kubantv.ru, + 7 (918) 35-55-293

Для аудитории старше 16 лет

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только при наличии активной индексируемой гиперссылки на сайт ГТРК «Кубань».