Оно вам надо? Нужны ли современным школьникам репетиторы?
Необходимо ли нанимать репетиторов детям? Разбираемся вместе с родителями, педагогами, репетиторами и с самими школьниками.
Без репетиторов мы не жили, пожалуй, никогда. Система образования была разной в определённые эпохи. Но даже в первобытных племенах были старейшины, передающие знания, особые наставники были у представителей высших сословий, у легендарного Македонского, например, учителем был Аристотель, а в России XVIII век стал эпохой гувернёров, которые выступали и как учителя, и как воспитатели.
Советская система образования репетиторство отдавала либо самим же учителям «после уроков», либо подтягивать по предмету двоечников отправляли пионеров-отличников. Потом в нашей стране случились перестроечные годы, лихорадило всех и систему образования в том числе, и тогда улучшить успеваемость родители стремились репетиторами, коих находили по большому знакомству. Сегодня это абсолютно легальная трудовая деятельность огромного штата специалистов во всех образовательных областях.
В России по разным данным услуги репетиторства предоставляют от полумиллиона до одного миллиона человек. В 2021-м случился настоящий бум в этой деятельности. Число частных репетиторов в России возросло на 64%. В образовательном сегменте, подчеркивают эксперты, сейчас трудятся 10% всех специалистов сферы услуг и за прошедший год репетиторы заработали более 500 млрд рублей. И в мае 2023 спрос на репетиторов вырос аж на 61%!. В одном только Краснодаре к финалу учебного года к репетиторам обратились на 15% больше родителей, чем в прошлом году. В основном дополнительные занятия требовались выпускникам.
Желаю знать.
Посмотрим на топ-6 предметов, по которым чаще всего ищут репетиторов:
- литература — рост на 105%;
- география — рост на 79%;
- информатика — рост на 79%;
- русский язык — рост на 59%;
- обществознание — рост на 56%;
- химия — рост на 51%.
Выросло и число продолжений от самих преподавателей. Там, например, желающих подтянуть школьников по литературе стал больше на 115%, по русскому — на 107%, на 85% стало в этом году больше репетиторов по географии и на 72% больше — по математике. Резко вырос спрос на репетиторов иностранных языков в 2023 году – рост на 50% . И больше всего увеличилась потребность в преподавателях корейского и китайского языков: в 3,2 раза и в 2,8 раза соответственно, свидетельствуют результаты исследования.
«Среди школьников в последнее время растет массовое увлечение корейской поп-музыкой и сериалами. Благодаря языку подростки могут погрузиться в субкультуру. К тому же популярность изучения азиатских языков связана и с экономической ситуацией — спрос на языки растет пропорционально увеличению доли стран Ближнего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии в мировой экономике», — отмечается в исследовании.
Без репетиторов никак?
42 часа в сутки требуется ребенку, чтобы усваивать школьную программу. Об этом пишет замдиректора одной из московских школ. По его мнению, с нынешней системой образования в её нынешнем темпе всё запомнить ребёнку просто невозможно.
«Что делают дети с пищей, которую не могут съесть? Выбрасывают в мусорный ящик. Что они делают со знаниями, которые даже теоретически невозможно запомнить? То же самое. Школа продолжает пытаться «вбивать» в голову ребенка все, что только способен измыслить изощренный педагогический ум взрослого. Сейчас требования к знаниям учащихся по любому предмету бывают двух видов (судя по экзаменационным билетам и тестам): на уровне стандартной программы или на уровне углубленного изучения. То есть ученик должен знать либо много, либо очень много по каждому предмету. Конечно, это нереально» — заявляет завуч школы № 1004 Василий Вашков.
Получается, что у школьников на выходе остаётся 10% знаний, но на экзаменах требует все 100%.
Профессор МГУ Александр Асмолов уверен, что дело не в перегрузке школьной программы, а в том, как эту программу преподают современным детям. Сегодня правило «выучить, потому что надо», увы, не работает. Для нынешнего поколения, говорит эксперт, новые знания — это, как контент из соцсетей. Важно, чтобы этот контент был интересным!
«Когда перед вами зануда, монотония и нет разнообразия, то перегрузка у детей возникает очень быстро. Поэтому первое, что нужно сделать, чтоб не было перегрузки — создать мотивирующие детей программы, в которые ученики погружались бы и не хотели бы из них выплывать». — считает Асмолов.
Фото: Наталия Караваева/Media4media
Согласно исследованиям и опросам, каждый третий школьник в России занимается с репетиторами. Причём нанимать их детям начинают чуть ли не с первого класса.
«На самом деле все просто: учитель занимается с ребенком наравне с другими учениками, по общей программе для всех. И если твое чадо, откровенно говоря, «дерево» и не способно усвоить материал, то ищи репетитора. Но самое интересное в том, что репетитор не несет никакой ответственности за результат. А вот учитель из-за плохих показателей класса карается санкциями со стороны администрации», — считает Василий, молодой учитель из Омска.
«Утром наблюдаю такую картину: перед гардеробом единицы первоклашек сами переобуваются, остальных же обслуживают родители. Так же и с домашним заданием, дети привыкают его делать вместе с родителями. А когда у тех силы кончаются, они нанимают репетиторов», — говорит педагог Юлия Владимировна из Сургута.
А педагог-психолог Ульяна Косорова уверена, что учитель и школьная программа не всегда являются виновниками отставания детей особенно в начальных классах.
«Очень часто родители думают, что их ребенок плохо учится, потому что учитель непонятно объясняет материал. В реальной ситуации мы видим, что одни дети в классе хорошо усваивают материал, а другие — плохо. Почему такое происходит? Во-первых, есть некоторые физиологические причины. В последнее время все чаще встречаются так называемые гиперактивные дети. Говоря простым языком, они не могут сконцентрироваться и пяти минут, что уже говорить о целом уроке.», — считает эксперт.
Другая причина плохой успеваемости ребенка может крыться в негативной обстановке в семье. Например, развод родителей, смерть любимого питомца или переезд.
«Особенно следует отметить, что многие мамы слишком опекают своих детей. Они буквально ходят по пятам за ними: помогают с уроками, решают за них задачи, как будто без них ребенок не справится. Такой школьник не приучен к самостоятельности, и на уроке без маминого локтя он теряется», — говорит Косорова.
Чем поможет репетитор?
Неуспеваемость детей обычно формируется при сочетании нескольких факторов, считают сами репетиторы. Приболел и пропустил тему — одна из самых нечастых причин, кстати. В основном здесь и не подошедшая школьная среда, может быть не случилось рабочего контакта с преподавателем у ученика и родителей. Плюс подростковый возраст — в этот период все переживания обостряются. Поэтому средний ученик живет под сильнейшим прессом: ему и с эмоциями справиться надо, и выучить очень много материал.
«Мы хвалимся советской школой, что она давала комплексное, многостороннее образование, и стараемся сейчас делать что-то подобное. Но количество информации растет лавинообразно и, даже отсекая огромные объемы данных, все равно программы по предметам «разбухли». Даже просто подготовиться по всем предметам на следующий день становится очень сложно, потому что каждый учитель видит только свой предмет, дает полноценную нагрузку, чтобы его хорошо выучить. Но объем всех заданий сразу видит только ученик и его родители», — говорит репетитор из Краснодара Анжелика.
И добавляет, что в работе репетиторов для детей сегодня есть огромный плюс — возможность сохранить чуть больше душевного комфорта в процессе учебы. А для родителей занятия чада с репетитором — это возможность контролировать глубину знаний ребенка по предмету.
«Репетитор нужен там, где видна необходимость усилиться по дисциплине. В школе — так сложилось — это не всегда получается сделать отчасти и потому, что не все у всех детей есть умение учиться в больших классах. Ребёнок ходит в школу, как на некое обязательное мероприятие, но в задание не включается, не берёт материал и тут уже вопрос в мотивации ребёнка», — говорит доцент кафедры телерадиовещания Краснодарского государственного института культуры Ольга Величкина.
Чаще всего детям нужна поддержка исключительно на этапе сортировки огромного объёма информации, считают эксперты. Кроме того, репетиторство необходимо там, где требуется узкая специализация для поступления в ВУЗ.
«Например, приходит вчерашний школьник, который неплохо сдал ЕГЭ по русскому и литературе, мы видим его хорошие баллы, но у нас при поступлении в ВУЗ на нашу, творческую кафедру есть такой вопрос: «Какие произведения А.С.Пушкина были экранизированы? И ладно бы ребёнок не знал, что экранизировано, он не может назвать сами произведения Пушкина! То есть у него остался школьный образовательный пробел, и чтобы соответствовать запросам ВУЗа, эти пробелы и должны устраняться с репетитором, поскольку сам школьник предмет явно усвоить не успел», — объясняет Величкина.
Есть и мнение, что зачастую школьнику нужен не репетитор, а психолог. Причём не столько детям, сколько родителям. Они, по мнению как раз психологов, часто говорят, дескать, я рада, что моя Лена занимается в музыкальной школе, но вот Наташа у подруги ещё на китайский ходит и на курсы программирования. То есть налицо некая компенсация остро переживаемого чувства своей некомпетентности. Об этом говорят психологи.
«Это страх перед жизнью, который мы переносим на детей. Родители, прожив часть своей жизни, осознав, что уже не достигнут чего-то, не осуществят какие-то мечты, вместо того, чтобы самим идти на обучение, пробовать новое, начинают "переписывать" все на своих детей, пытаться реализоваться в них. Огромное количество занятий, которые родитель находит для ребенка, истощают детскую нервную систему, не идут на пользу растущему организму», — считает психолог Валерий Ивановский.
Фото: Алексей Кунилов/Media4media
Сами школьники к репетиторам относятся по разному. Вот что говорят они сами в беседе с журналистом портала «Россия. Кубань». Отметим, что эти ребята сдали ЕГЭ и поступили в ВУЗы.
«Идти к репетитору не хотелось, но было надо. Универ требовал бОльших знаний по биологии и химии, чем я «ловил» в школе. Объективно, я понимал: чтобы пройти конкурс мне нужен высокий бал по ЕГЭ, вот я и ходил на дополнительные занятия».
«Я пошла учить французский. Сама захотела дополнительно заниматься — нравится язык, а в школе не преподавали. Было классно и интересно».
«В школе не так объясняют подробно. Там как-то всё бегом-бегом. С репетитором, конечно, больше понимаешь что-то в предмете».
Можно ли БЕЗ репетитора?
Можно. Ряд экспертов утверждает, что детям нужно развивать не систему знаний, а интеллектуальные способности. Так сказать, ребёнку нужно не дать рыбу, а научить её ловить. В ход сегодня идут и онлайн тренажёры, которые обещают двоечника вывести на 95% баллов, если тот просто будет выполнять последовательно задания, и множество других платформ и приложений на смартфонах для самообучения.
Впрочем, есть и аргументы «против» репетиторов. Эксперты считают, что тренер школьнику не нужен, если:
- У ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения;
- Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется;
- Ваш ребенок еще слишком мал.
А, например, математик с 16-тилетним стажем проверок ЕГЭ и ОГЭ считает, что репетиторов строго запрещено брать с 5 по 9 классы.
«Школьное домашнее задание - это отражение урока, а значит, ничего сверхъестественного от вашего ребенка решать не требуется. Обязательно нужно приучить ребенка к самостоятельному поиску информации, но не к ГДЗ))) готовые домашние задания - это зло, сожгите эти книги на Масленицу вместе с чучелом. Пусть лучше ребенок решит неправильно, но сам, чем бездумно спишет с ГДЗ, либо за него решит репетитор. В последнем случае вы еще и бездарно потратите деньги», — говорит эксперт.
С другой стороны, дети нередко сталкиваются с нежеланием самих родителей нанимать репетитора.
«Попросила родителей сходить на 1-2 занятия по литературе(в школе не готовят, потому что сдаю единственная из параллели), что вы думаете я услышала? «Это всё бессмысленно, что ты за эти два занятия узнаешь? Самая *** что ли? Сама не сдашь? Ну не сдашь, так останешься на второй год», — такими переживаниями поделилась на форуме в интернете одна из выпускниц.
Фото: Елизавета Майко/Media4media
В таких случаях, говорят эксперты, детям нужно, как Мюнхгаузену — вытаскивать себя из болота самим. Если родители не идут навстречу, помочь может и школьный психолог, и сами педагоги образовательного учреждения, даже одноклассники, кто, возможно, нашёл интересный курс на видеоплатформе или вообще сам разработал схему того, как легко запомнить предмет. Главное, не опускать руки и искать пути для достижения цели, считают психологи.
Как найти хорошего репетитора?
Через знакомых. Да-да, система сарафанного радио и здесь продолжает показывать себя наилучшим образом, показал один из недавних опросов. 36% пользователей отметили, что при поиске репетиторов обращаются к рекомендациям знакомых. Вторым по популярности местом оказались социальные сети: учителей для дополнительного образования там ищут 28% опрошенных. Столько же пользователей указали, что находят преподавателей для частных уроков в школе или вузе.
Как лучше всего подобрать именно того репетитора, который подойдет под ваши запросы и возможности? Советы по подбору репетиторов дал сооснователь одной из образовательных компаний в России Илья Воробьев.
- Четко сформулируйте цель занятий. «Подтянуть знания» — плохая цель. А вот если стоит конкретная задача подтянуть ЕГЭ с 70 до 85 нужных для ВУЗА баллов — уже яснее;
- Потратьте время на предварительный анализ. Соберите информацию среди знакомых и в интернете и сравните
- Изучайте отзывы, но не доверяйте им полностью.
От себя добавим, в репетиторе не столь важны его медали и регалии, сколько важен результат. Но его заранее не узнаешь. Тут нужно просто пробовать. Главное — найти ту самую творческую связь, чтобы ребёнку получать знания было комфортно.
А закончим одной народной поговоркой: «Когда ученик готов учиться, появится и учитель».
Хорошей вам учёбы!