Наши новости
ГТРК «Кубань»
Программа передач
Россия–1. Кубань
Программа «Россия–1. Кубань» на 23.08

00:10 Екатерина Кузнецова, Иван Жидков, Анатолий Лобоцкий, Юлия Рутберг, Ксения Князева, Дмитрий Исаев, Михаил Ремизов и Агния Кузнецова в телесериале "Подари мне воскресенье". [12+]

02:00 Виктория Кобленко, Александр Пашков, Андрей Леонов, Татьяна Рудина, Иван Агапов, Анна Якунина и Пётр Баранчеев в телесериале "Василиса". [12+]

Программа на неделю
Россия–Культура. Кубань
Программа «Россия–Культура. Кубань» на 23.08

23:20 "Фидий". Документальный фильм (Украина).

23:30 НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

23:45 "Ольга - последняя Великая княгиня". Документальный фильм (Россия - Дания - Канада, 2003). Режиссер С.Вестерхольт. *

00:40 "Человек в проходном дворе". Художественный фильм (К/ст им. А. Довженко, 1971). Режиссер М.Орлов. 3-я серия.

01:45 PRO MEMORIA. "Азы и Узы".

01:55 Мастер-классы Международной музыкальной академии Юрия Башмета. Давид Бисмут и Патрик де Клерк.

02:40 МИРОВЫЕ СОКРОВИЩА. "Ицукусима. Говорящая природа Японии". Документальный фильм (Германия). *

* — программы, содержащие скрытые субтитры. Стр. 888 телетекста.

Программа на неделю
Голосование
Кто должен остаться в проекте?

Посмотреть результаты
1
Последние новости

Я Человек...

Мало кто из живущих на улице некоего Куликовского знают, чье имя она носит. Некоторые считают, что это название в честь генерала Пуликовского, ныне здравствующего. И дело не только в созвучии фамилий. Чем дальше от старого центра, тем труднее в памяти прохожих всплывает его имя.

Не только улица названа именем Михаила Куликовского, почетного гражданина Краснодара. Единственный на Кубани театральный фестиваль, самая престижная награда носит его имя. А еще так назвали театральную эпоху. Чем же заслужил такие почести артист и режиссер Куликовский?

— Вы неоднократно бросали фразу: «Человек, это не должность». Я каждый раз парировал вас, утверждая обратное. Я спешу вам еще и еще раз повторить, что самая большая должность на земле — должность Человека.

Это цитата из личного письма Михаила Куликовского к новому молодому директору театра драмы Сергею Кончевскому. 1981 год. Об этом послании на шести листах стало известно недавно. Письмо полное горечи и гнева случайно обнаружили в бумагах. В этих строках бурлящий Куликовский. Таким его никто не помнит, ведь это был единственный конфликт за 40 лет.

Биография Михаила Куликовского доподлинно известна. В Краснодар он приехал с женой и сыном уже состоявшимся артистом и режиссером. В 59-том возглавил театр драмы. И руководил им 25 лет.

— Сейчас приезжают режиссеры с женами и начинают ставить на своих жен. Мать была очень приличной актрисой. Очень красивой женщиной. Но руки у Куликовского были развязаны. Никто не имел права ему сказать: «Вы тут все для Музы делаете». Муза жила для него, — говорит Лев Куликовский, актер, режиссер.

Спустя много лет, в 95 году, Муза Куликовская признается, что о не сложившейся карьере актрисы не жалеет. Что с его подачи состоялась как режиссер телевидения. Другой судьбы себе и не желала.

— Я безусловно счастливый человек. Именно за счет него. Редкий мужчина такой бывает, — поделилась Муза Куликовская.

Редкий мужчина и человек Михаил Куликовский родился в Российской империи, построил свой театр в Советском союзе и ушел в новой России. Помощница и друг София Малахова заключила память о нем в страницы книги «Театр эпохи Куликовского».

— Этой мой долг. И это большое счастье, что я его выполнила. Все понимали, что когда ушел Михаил Алексеевич, ушла огромная часть нашей жизни, его эпохи, и что нужно это где-то   запечатлеть, задержать. И все говорили:» Ты должна это сделать! Ты обязана». И я действительно понимала, что обязана,— сказала София Малахова, театральный критик.

За четверть века, пока театром руководил Михаил Куликовский, не был уволен ни один актер. Режиссер был воплощением справедливости и тактичности. Ни разу не повысил голос и был одинаково вежлив с рабочими сцены и ведущими артистами.

— Вес этого человека, его мнение было для всех… невозможно ему возражать совершенно. Он сказал — так и будет. Человек был по культуре выше. Это физически ощущалось тем же чиновником, который входил. Он чувствовал, что рядом с ним стоит глыба, двигать которую невозможно, — рассказывает Анатолий Тучков, заслуженный деятель искусств России.

Это кадры спектаклей Тульского драматического театра. На сцене гордость туляков Борис Заволокин. Он один из тех, кто хорошо знаком с эпохой Куликовского и сам является ее частью. На краснодарской сцене проработал 9 лет. Наставника уважал за простоту в общении с подчиненными.

— Я человек достаточно вспыльчивый, но отходчивый. Он это во мне сумел поставить потихоньку. Многое мне прощал. Я не очень был дисциплинированный, но он сумел меня направить, потому что он был еще и педагог. Он не назидал. Он сам был примером прекрасного отношения к людям и с людьми, — делится Борис Заволокин, народный артист России.

В этом портрете Михаила Куликовского проявляются противоречия. Строгий, непреклонный, авторитарный, но мягкий. В чем-то   уступчивый и простой. А между тем, в театре была дисциплина, построить которую удалось на доверии. Куликовский верил актерам, актеры верили ему. И в него.

Куликовский поставил более 60 спектаклей и прославил Краснодар как культурный город. Одно из главных его достижений — «коллекционная» труппа. Замечал молодых талантов на фестивалях, других приглашал из маленьких провинциальных театров, третьих, состоявшихся, и вовсе переманивал.

— Когда видел нечто уникальное, как например Идея Григорьевна Макаревич, он не стеснялся и уводил этих актеров к себе. И Правоторова увел, а Кузнецову откопал в Армавире. И не стеснялся, что скажут: «Вы председатель СТД, это ваш край, а вы уводите из театра молодую актрису, героиню». Увел и спасибо не сказал, — говорит Лев Куликовский.

Сын режиссера Лев Куликовский прекрасно помнит, что отец старался не наказывать артистов выговорами и лишением жалования. Но все знали, что очень важен внешний вид, осечки быть не должно.

Михаил Куликовский не любил серости ни в чем. В его постановках всегда роскошные декорации, в труппе — красивые люди. Он и сам выглядел идеально. Брюки со стрелками, выглаженные рубашки, туфли, прическа — лоск во всем.

Режиссер в своих артистах замечал любые перемены, каждую мелочь. Эстет. Актрисы тщательно следили за кожей, худели, шили новые платья к премьерам, и на работу каждый день на каблуках — как на праздник.

В историю театра вошли спектакли: «Маскарад», «Плавни», «Безумный день или женитьба Фигаро», «Старик», «Собака на сене». Есть и один совершенно особенный. «Фауст». Его Куликовский готовил 20 лет. Гетте на сцене советского театра. Ведьмы, черти, архангелы и даже глас Господа: в этих образах, по мнению критиков, режиссер сумел выразить общественные и социальные реалии.

Куликовский был мастер изображать эти самые социальные реалии. Поставил много спектаклей по заказу партии. Но нельзя назвать его искусство пропагандой. Груз ответственности Куликовский брал на себя, очеловечивал героев системы и выпускал спектакль о людях. Впрочем, его мировоззрение не шло вразрез с идеологией.

— Он был коммунистом и гуманистом. Он совершенно искренне верил в победу коммунизма. Он совершенно искренне считал, что это идеальный строй. И, может быть, даже слишком идеальный. Он говорил: «Туда же не всех возьмут. Меня например не возьмут. Я книжки из под полы покупаю». Вот такой вот был грех у человека, — рассказала София Малахова.

Дед, как ласково называли артисты пожилого режиссера, не был гордецом. В последнем телевизионном интервью Куликовский лишь раз безоговорочно одобряет самого себя.

— Я себя человеком считаю выше, чем все что я успел сделать в жизни и на сцене. А кроме театра у меня есть еще одна задумка, которую должен провести до конца.

«Самой долгой, трудной и почетной» среди всех он считал работу с людьми. Об этом его спектакли, об этом все его мысли.

— Диктаторский стиль руководства на театре должен быть пресечен. В нем нет никакой необходимости. Сама природа коллективного театрального искусства не терпит этого. Среди наших зрителей мы имеем право пропагандировать только те идеи и ту практику жизни, которую исповедуем сами.

Куликовский добровольно ушел на пенсию в 84-м году, в возрасте 78-ми лет. Говорил, что засиделся, что нужно дать дорогу молодым.

— Какое у него было настроение, когда он ушел из театра, как он себя чувствовал?

— Вы задаете вопрос, который очень близок сейчас мне. Какое у меня настроение сейчас? Я бодрюсь! Я нахожу себе дело, вот он находил себе дело в союзе театральных деятелей. Но боль-то остается. Что-то у тебя вырвали, забрали. Ты отдавал этому большую часть своей жизни, а тебя взяли и сдвинули в сторону. Ему не хватало радости творчества, — рассказал Анатолий Тучков.

Спустя 12 лет он ушел из жизни. Михаил Куликовский не узнает, что случится с его театром.

В 2005 у руля окажется директор Татьяна Кривошеева. Режиссеры будут меняться каждые два сезона. Текучка кадров в административном и художественном цехах, интриги и кривотолки. Со скандалом уволят семь ведущих артистов.

Восстановить баланс не получается до сих пор. Больная мозоль всего культурного сообщества Кубани. О главном театре нашего края по стране ходят анекдоты.

Три года пустовала ставка режиссера, а последний худрук Сергей Куница усидел в кресле всего три месяца. В начале нового сезона появился творческий лидер, малоизвестный Радион Букаев из Ельца. Будущее театра по-прежнему туманно.

— Все рассыпалось. Еще были попытки Рудольфа Кушнарева, который пытался следовать программе Куликовского, но с новым взглядом на жизнь. Старался сделать театр привлекательным не только для режиссеров, которые могли бы приехать, но и для актеров, которые хотели бы работать у нас. Приезжает нынче режиссер со своим портфелем и говорит:» Я буду ставить это, а этого я не хочу и этого не хочу», — говорит Станислав Гронский, заслуженный артист России.

— Устроили всеобщую демократию в театре. Актеры говорят, не нужен им никакой режиссер. Мы сейчас и сами сбацаем, у нас свои постановщики есть. И съедают режиссеров одного за другим. Да, у всех есть слабые стороны. И приглашали не лучших режиссеров, но лучшие сюда заниматься дрязгами не придут. И нельзя все мерить финансами. Хороший режиссер дорого стоит. Но его спектакль в театре держится 10 лет, а воспоминание 20, 30 лет, — говорит Лев Куликовский.

Постановку спектаклей, действительно, доверяют актерам. Некоторым артистам есть, с чем сравнить свое нынешнее положение. При Куликовском репертуар всегда был расписан на год вперед. Теперь они годами ждут режиссера, который, может быть, займет их в своей постановке. 

Пока Краснодарский драматический лихорадит, воспитанием молодых артистов и публики заниматься некому. Тем больнее, ведь блистательные времена живы вместе с артистами Куликовского. Живы в памяти зрителей, в новой книге о нем. И в еще одной — Лев Куликовский пишет свою.

— Он любил жизнь во всех ее проявлениях. Народный артист СССР Михаил Куликовский. Это будет не книга воспоминаний. Не мемуары. Это просто театральные байки. Об одном человеке, который любил улыбаться.

 



24.12.2016